- Дети сироты
- Законодательство
- Как стать приемными родителями
- Международное усыновление
- Истории усыновления
- Как усыновить ребенка
- Патронатная семья
- Гостевая семья для детей-сирот
- Опекунство и попечительство
- Социальная реклама
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ DADOMY.BYhttps://dadomu.by/
ФОРМЫ СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Одной из острейших социально-экономических и психологических проблем в нашей стране является проблема социального сиротства – явление, при котором дети остаются без родительской опеки при живых родителях.
Помещение таких детей в детские учреждения интернатного типа (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты) менее всего отвечает интересам ребенка. При отсутствии материнской любви и заботы дети лишаются возможности удовлетворять в полной мере сразу целый комплекс необходимых для нормального развития потребностей, главными из которых являются потребности в любви, ласке, чувстве безопасности. Отсутствие близкого человека в жизни ребенка порождает в результате страх, агрессивность, недоверие к людям, неуверенность в себе, нежелание учиться, боязнь всего нового.
Для детей, лишившихся родительской опеки и воспитывающихся длительное время в закрытых учреждениях интернатного типа, очень часто характерны негативные черты характера и отклонения в поведении (неумение строить отношения с людьми, общаться с окружающими, конфликтность, недоверие, замкнутость, лживость, иждивенчество, потребительство, неумение беречь вещи и др. Все это затрудняет впоследствии всю жизнь выпускников интернатных учреждений.
Спасением для этих детей может быть только семья или условия, приближенные к семейным. Помочь детям-сиротам стать благополучными людьми, достойными гражданами, счастливыми супругами и заботливыми родителями можно только обеспечив им возможность расти в условиях семьи.
На сегодняшний день в Беларуси активно развиваются разные формы семейного устройства, которые дают ребёнку больше шансов попасть в семью и получить бесценный семейный опыт.
Усыновление, безусловно, приоритетная форма устройства детей - только она предоставляет ребенку главный в жизни статус - статус сына и дочери. Это основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми.
Усыновлению подлежат дети, единственный (один) или оба родителя которых:
- умерли;
- лишены родительских прав;
- дали согласие на усыновление ребенка;
- признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими;
- неизвестны.
Усыновителями могут быть дееспособные граждане (за исключением лиц, определенных статьей 125 Кодекса РБ о браке и семье), готовые создать нормальные условия для развития и воспитания ребенка.
Усыновлять братьев и сестер в разные семьи, как правило, нельзя, за исключением тех случаев, когда это соответствует интересам детей.
Понимая, насколько материально затратным будет процесс воспитания в новой семье ребенка, имеющего негативный опыт прежней жизни, в нашей стране предусмотрены различные виды поддержки семье усыновителей.
Ребенок, имеющий на момент своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при его усыновлении.
Преимущество опеки (попечительства) заключается в том, что, не имея возможности воспитываться в семье своих родителей, дети передаются на воспитание в семьи родственников, которые обеспечивают право на проживание в семье. На подопечного выплачивается ежемесячные денежные выплаты, а также пенсия, полагающаяся ему в связи со смертью родителей либо по инвалидности. Кроме этого, законодательством предусмотрены случаи установления опеки (попечительства) над детьми, родители (единственный родитель) которых временно отсутствуют, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства, не достигшими возраста 18 лет, не состоящими в браке и прибывшими в Республику Беларусь без сопровождения законных представителей, которым предоставлены статус беженца; новорожденными детьми несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке.
Приемная семья – это одна из форм профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей (другая – детский дом семейного типа), которая может принять на воспитание до 4-х несовершеннолетних. Приемная семья образуется на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора. При подборе кандидатов в приемные родители отделом образования учитывается опыт и результаты воспитания ими родных детей. Приемными родителями не могут быть лица из числа близких родственников. Психологическая и педагогическая помощь и социально-педагогическая поддержка осуществляются в соответствии с договором об условиях воспитания и содержания детей и планом развития приемной семьи.
Детский дом семейного типа – это семья, принявшая на воспитание от 5 до 10 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которой супруги или отдельные граждане выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора. Число детей, которые могут быть переданы на воспитание в ДДСТ, очередность их передачи определяются в каждом конкретном случае. Для создания ДДСТ обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи и воспитанника должна составлять не менее 15 кв. м. Родители-воспитатели являются педагогическими работниками. Причем, на ДДСТ устанавливается 1,5 ставки штатной единицы родителей-воспитателей.
Приемные семьи и ДДСТ рассматриваются как надежное средство реализации права на воспитание в семье всех детей независимо от возраста, состояния здоровья, наличия негативного жизненного опыта, отклонений в развитии и поведении, особенностей правового статуса.
Патронатное воспитание является формой участия граждан в воспитании детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования. Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.