ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Дорогие родители! Предлагаем вам сотрудничество в воспитании вашего ребенка.
Проект "Родительский университет"
Цель проекта:
психолого-педагогическое просвещение родителей, ознакомление с информацией по различным вопросам воспитания, создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.
Задачи проекта:
организация эффективного сотрудничества с родителями (законными представителями);
повышение мотивации родителей учиться родительству,
формирование у родителей знаний о возрастных особенностях и потребностях детей и подростков;
расширение знаний родителей о психологии семейных отношений;
повышение социально-педагогической, психологической, правовой культуры родителей.
Программа реализации проекта «Родительский университет»:
I ступень — «Мой ребенок — младший школьник» для родителей учащихся I—IV классов,
II ступень — «Мой ребенок — подросток» для родителей учащихся V—IX классов,
III ступень — «Мой ребенок — старшеклассник» для родителей учащихся X—XI классов учреждений общего среднего образования
Целевая группа — родители (законные представители) учащихся
Формы проведения занятий:
традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родите лей по различной тематике, об мен опытом работы и т. д.);
дистанционные (вебинары, форумы, online-консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на «горячей линии» учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
— формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
— повышение интереса родителей к самообразованию;
—удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психологопедагогической поддержке и др.;
— повышение уровня педагогической культуры родителей;
— активизация родителей в решении семейных проблем,
— развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
— охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в месяц. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями определена с учетом возрастных психологических особенностей учащих
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ГУО «Коренёвская средняя школа Светлогорского района»
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I -IV классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1 |
Помощь ребенку в адаптации к школе Консультативный пункт «Младший школьник: чего ждать?» |
сентябрь |
консультация |
Рог Е.В., классные руководители 1-4 классов |
2 |
Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка |
октябрь |
беседа |
классные руководители 1-4 классов |
3 |
Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям |
ноябрь |
беседа |
Заместитель директора по основной деятельности Зелинская Е.Ю., классные руководители 1-4 классов |
4 |
Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. |
декабрь |
круглый стол |
Рог Е.В., фельдшер Гадлевская И.В. |
5 |
Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером |
январь |
дискуссия |
Рог Е.В., классные руководители 1-4 классов |
6 |
Положительные эмоции в жизни школьника. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка |
февраль |
занятие с элементами тренинга |
Рог Е.В. |
7 |
Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться |
март |
диспут |
Классные руководители 1-4 классов |
8 |
Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
апрель |
круглый стол |
Библиотекарь, классные руководители 1-4 классов |
9 |
Значение семейных традиций в формировании и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. |
май |
дискуссия |
Рог Е.В. Классные руководители 1-4 классов |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ для родителей учащихся I-IV классов
Психологические особенности младших школьников.
Развитие памяти и внимания младших школьников
Мотивы учения младших школьников
Отношения в семье как основа взаимопонимания
Поощрение и наказание детей в семье
Леворукий ребенок в школе
Воспитание вежливости
Профилактика жестокого обращения с детьми
Учение с увлечением
Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях
Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка
Семейные традиции ценности в воспитании детей
Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение
Как выявить и развить способности детей?
Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста
Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей
Как помочь ребенку стать внимательнее?
Как привить ребенку любовь к чтению?
Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?
Агрессивное поведение: как помочь ребенку?
Как помочь ребенку правильно распределить свое время?
Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем
Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка
Интеллектуальное развитие ребенка
Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей
Организация свободного времени детей в период летних каникул
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
ГУО «Кореневская средняя школа Светлогорского района»
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1 |
Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком Роль СМИ в воспитании подростков. |
сентябрь |
круглый стол |
классные руководители 5-9 классов, Рог Е.В. |
2 |
Формы агрессивного поведения подростков. Влияние семейного воспитания на формирование агрессивности у подростка. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
октябрь |
консультационный пункт |
Рог Е.В. |
3 |
Меры наказания и поощрения в современной семье. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета. Как действовать в экстренных ситуациях. |
ноябрь |
круглый стол |
классные руководители 5-9 классов, Рог Е.В. |
4 |
Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. |
декабрь |
дискуссия |
классные руководители 5-9 классов, Рог Е.В. |
5 |
Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
январь |
круглый стол |
заместитель директора по основной деятельности, классные руководители 5-9 классов |
6 |
Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех |
февраль |
дискуссия |
заместитель директора по основной деятельности, классные руководители 5-9 классов |
7 |
Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
март |
консультация |
Рог Е.В. |
8 |
Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
апрель |
семинар-практикум/занятие с элементами тренинга |
Рог Е.В. |
9 |
Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
май |
семинар-практикум |
заместитель директора по основной деятельности |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся V-IX классов
Темы консультаций для родителей Мой ребенок становится подростком Психологические особенности младших подростков Ребенок в коллективе сверстников Межличностное общение подростков Отношения в семье Компьютерные игры: польза или вред? Вопросы дисциплины Ответственность родителей за воспитание детей Роль отца и матери в воспитании ребенка Как научить учиться с удовольствием? Школьные конфликты Трудности переходного возраста Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ? Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? Трудовое воспитание в семье Ваш любимый неидеальный ребенок Подростковый возраст: проблемы полового созревания Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте Как помочь ребенку стать взрослым? Подростки в социальных сетях: безопасное поведение Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье Предотвращение отчужденности между родителями и детьми Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»? Как научиться понимать и принимать подростка? О родительском авторитете Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? Подросток в социальных сетях: что делать? Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? Домашняя работа: удовольствие или наказание? Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания Как сохранить репродуктивное здоровье подростка? Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения Как помочь подростку в выборе профессии? Как научить детей распоряжаться деньгами? Свободное время и его значение в формировании личности подростка Интернет-зависимость: пути преодоления Организация свободного времени детей в период летних каникул Ответственное родительство – залог благополучия семьи |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
ГУО «Кореневская средняя школа Светлогорского района»
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1 |
Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня |
сентябрь |
лекция |
Заместитель директора по основной деятельности Зелинская Е.Ю., фельдшер Гадлевская И.В. |
Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей Преодоление алкогольных обычаев и традиций – необходимые условия полной победы над алкогольным злом |
октябрь |
лекция |
Рог Е.В., классные руководители 10-11 классов |
|
Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии |
ноябрь |
консультация |
заместитель директора по основной деятельности Зелинская Е.Ю. |
|
Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе |
декабрь |
консультация |
Рог Е.В., классные руководители 10-11 классов |
|
Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку |
февраль |
дискуссия |
классные руководители 10-11 классов |
|
Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья. |
март |
круглый стол |
заместитель директора по основной деятельности Зелинская Е.Ю., , фельдшер Гадлевская И.В. |
|
Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период |
май |
консультация |
заместитель директора по основной деятельности Зелинская Е.Ю. |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся X-IX классов
Психофизиологические особенности десятиклассников Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания Личное ли это дело – личное счастье? Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников Кем быть и каким быть? Организация досуга старшеклассников Особенности здоровья и физического развития старшеклассника Режим учебного и физического труда, личная гигиена Трудности личностного роста и их влияние на обучение Научная организация учебного труда старшеклассников Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников Закон и ответственность несовершеннолетних Формирование здорового образа жизни Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе Самореализация личности |