Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

О противодействии экстремизму и терроризму

Дата: 26 ноября 2024 в 09:47
Автор: Анацко И. Ф.

О МЕРАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ, РЕАБИЛИТАЦИИ НАЦИЗМА. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РЕГИСТРАЦИЮ НА ИНТЕРНЕТ РЕСУРСАХ, ПРИЗНАННЫХ ЭКСТРЕМИСТСКИМИИ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

В основу государственной политики и идеологии Республики Беларусь заложен ряд постулатов и направлений, определяющих функционирование государства в целом, в т.ч. направленных на противодействие экстремизму и терроризму, недопустимость реабилитации нацизма.

Указанные векторы деятельности государственных органов и организаций урегулированы на законодательном уровне:

- Закон от 04.01.2007 №203-З «О противодействии экстремизму» (в редакции от 14.05.2021);

- Закон от 03.01.2002 №77-З «О борьбе с терроризмом» (в редакции от 18.05.2022);

- Закон от 14.05.2021 №103-З «О недопущении реабилитации нацизма»;

- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.10.2021 №575 «О мерах противодействия экстремизму и реабилитации нацизма»).

О противодействии экстремизму

Законом «О противодействии экстремизму» определены основные термины, в частности, раскрыты понятия экстремизма, экстремистских материалов, организаций и формирований, символики и атрибутики, финансирования экстремистской деятельности. Также определены меры противодействия экстремизму.

Экстремизм (экстремистская деятельность) – деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства либо политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, в том числе иностранных или международных организаций или их представительств, формирований и индивидуальных предпринимателей по планированию, организации, подготовке и совершению посягательств на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя, общественную безопасность.

Во исполнение требований вышеназванных нормативно-правовых актов органами прокуратуры объявляются официальные предупреждения, выносятся предписания, инициируются вопросы о приостановлении деятельности организаций, чья деятельность противоречит нормам законодательства, о признании их экстремистскими, о запрете их деятельности и ликвидации.

КоАП Республики Беларусь (ст.19.11) предусматривает наступление ответственности за распространение, изготовление, хранение, перевозку информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность. 

Так, распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, а равно изготовление, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции (ч.1 ст.19.11 КоАП) влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, на индивидуального предпринимателя - от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а на юридическое лицо - от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.

Республиканский список экстремистских материалов размещен на сайте Министерства информации Республики Беларусь (http://mininform.gov.by/).

Распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции (ч.2 ст.19.11 КоАП) влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя - наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо - от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

О противодействии терроризму

Терроризм – социально-политическое криминальное явление, представляющее собой идеологию и практику применения насилия или угрозы насилием в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, провокации международных осложнений или войны, устрашения населения, дестабилизации общественного порядка.

Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь, настоящий Закон, другие акты законодательства, международные договоры Республики Беларусь.

При этом борьба с терроризмом представляет собой деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению и минимизации последствий террористической деятельности.

Противодействие идеологии терроризма включает комплекс организационных, социально-политических, информационно-пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе убеждений, идей, настроений, мотивов, установок, направленных на коренное изменение существующих социальных и политических институтов государства.

В качестве потенциальных объектов террористических устремлений могут рассматриваться любые физические и юридические лица, места массового пребывания людей, объекты недвижимости, критической инфраструктуры, транспорта, жизнеобеспечения, коммуникационные и информационные сети.

Под защищенностью потенциальных объектов террористических устремлений следует понимать комплексное использование сил физической защиты, инженерно-технических средств и режимных мер, направленных на обеспечение их безопасного функционирования.

Профилактика терроризма предполагает решение следующих задач:

- разработка рекомендаций и осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма;

- выявление и прогнозирование террористических угроз, информирование о них органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также общественности для принятия мер по их нейтрализации;

- оказание сдерживающего и позитивного воздействия на поведение отдельных лиц (групп лиц), склонных к экстремистским действиям;

- разработка перечня антитеррористических мероприятий для организации и проведения их с обязательным определением источников их финансирования;

- разработка и введение типовых требований по защите от угроз террористических актов критически важных и потенциально опасных объектов, мест массового пребывания людей;

- определение прав, обязанностей и ответственности руководителей органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов;

- совершенствование правовой регламентации возмещения ущерба лицам, участвующим в пресечении террористического акта и проведении контртеррористической операции и (или) пострадавшим в результате их осуществления;

- совершенствование взаимодействия республиканских органов исполнительной власти в целях выработки единой стратегии и тактики в рамках осуществления международного сотрудничества в сфере противодействия терроризму.

Организация деятельности по профилактике терроризма требует обеспечения скоординированной работы органов государственной власти с общественными организациями и объединениями, религиозными структурами, другими институтами гражданского общества и отдельными гражданами. Реализация указанных задач должна осуществляться в рамках создания эффективной системы мер по противодействию терроризму.

К основным мерам по предупреждению рассматриваемых негативных явлений относятся:

политические – поддержание стабильной общественно-политической обстановки, разрешение социальных противоречий и конфликтов, эскалация которых может привести к росту экстремистских настроений и использованию различных форм насилия, формирование системы противодействия идеологии терроризма, осуществление международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом;

социально-экономические – оздоровление экономики страны, устранение социальных и экономических условий, способствующих распространению идеологии насилия, недопущение маргинализации общества или отдельных социальных групп, роста безработицы, существенного социального и имущественного расслоения, обеспечение эффективной социальной защиты населения и повышение качества жизни;

правовые (правоприменительные) – принятие предусмотренных законодательством мер противодействия экстремизму для предупреждения участия организаций и граждан в террористической деятельности, совершенствование мер уголовной ответственности за преступления, направленные на достижение целей терроризма, общая профилактика правонарушений, способствующих террористической деятельности, индивидуальная профилактика лиц, склонных к совершению экстремистских действий, техническое нормирование и стандартизация в области обеспечения безопасности мест массового пребывания людей, критически важных объектов, регулирование порядка использования информационно-коммуникационных систем;

информационно-пропагандистские – разъяснение сущности и общественной опасности экстремизма/терроризма, воспитание патриотизма, информирование населения о предусмотренных законодательством механизмах реализации гражданских, политических, экономических, социальных и иных прав, законных интересов граждан, формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, снижение уровня радикализации молодежи, информационно-профилактическое воздействие на сознание террористов и иных лиц, причастных к организации и осуществлению террористической деятельности;

культурно-просветительские – культивирование, в том числе в процессе образования и воспитания граждан, социально значимых ценностей, прежде всего ценности человеческой жизни, формирование демократической политической и правовой культуры, развитие в обществе толерантности и создание условий для диалога по политическим, экономическим, социальным, конфессиональным, культурным и иным проблемам, обучение населения правилам поведения при повышении уровня террористической угрозы, в случаях совершения актов терроризма, воспитание бдительности, морально-психологической устойчивости, сплоченности и дисциплинированности;

организационно-технические – внедрение и использование программно-технических средств выявления и пресечения распространения экстремистских материалов, реализация мер по физической защите ядерных материалов и ядерных установок для предотвращения несанкционированного доступа к ним, разработка и реализация целевых программ и мероприятий по выполнению соответствующих технических требований.

Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются органы государственной безопасности, органы внутренних дел, Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Вооруженные Силы Республики Беларусь, органы пограничной службы, внутренние войска Министерства внутренних дел.

Субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции, являются государственные органы и иные государственные организации.

При этом государственные органы и иные государственные организации, не являющиеся субъектами борьбы с терроризмом, участвуют в государственном реагировании в соответствии с законодательством.

Также на государственные органы, иные организации и граждан возлагается обязанность оказывать содействие субъектам борьбы с терроризмом, выполнять их требования и соблюдать правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции. Сообщение гражданами государственным органам о ставших известными им сведениях о террористической деятельности является долгом каждого и поощряется государством.

В силу ст.22 Закона «О борьбе с терроризмом» лица, принимавшие участие в террористической деятельности, несут ответственность, предусмотренную законодательными актами.

О недопущении реабилитации нацизма

Нацизм – тоталитарная идеология (доктрина) и практика ее применения гитлеровской Германией, ее союзниками и сателлитами с 1933 по 1945 год, связанные с тоталитарными террористическими методами власти, официальной градацией всех наций по степени полноценности, пропагандой превосходства одних наций над другими, сопровождавшиеся преступлениями против мира и безопасности человечества, военными и другими преступлениями, установленными приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси.

Реабилитация нацизма – действия, совершенные публично либо с использованием публично демонстрируемого произведения, или средств массовой информации, или глобальной компьютерной сети Интернет, или иной информационной сети, выражающиеся в:

оправдании идеологии (доктрины) и практики нацизма, признании их правильными, нуждающимися в поддержке и достойными подражания, а также в распространении идеологии нацизма;

одобрении или отрицании преступлений против мира и безопасности человечества, военных и других преступлений, установленных приговором Международного военного трибунала либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала;

оправдании лиц и (или) структур либо организаций, признанных преступными либо виновными в совершении преступлений приговором Международного военного трибунала либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала, а равно сотрудничавших с такими лицами и (или) структурами либо организациями на оккупированной территории СССР в годы Второй мировой войны политических и военных организаций, а также лиц, участвовавших в деятельности таких политических и военных организаций и исполнявших либо умышленно содействовавших исполнению преступных приказов лиц и (или) структур либо организаций, указанных в настоящем абзаце, в любой форме;

героизации нацистских преступников и их пособников - преднамеренном прославлении их, а также совершенных ими преступлений.

Недопущение реабилитации нацизма основывается на принципах:

сохранения исторической памяти и недопущения фальсификации истории, в том числе искажения исторических фактов;

законности;

признания, соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов организаций;

сочетания гласных и негласных методов недопущения реабилитации нацизма;

приоритета обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь;

сотрудничества государства с организациями и гражданами;

приоритета предусмотренных законодательством в сфере профилактики правонарушений мер профилактики правонарушений, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих реабилитации нацизма (далее - профилактические меры);

неотвратимости наказания за реабилитацию нацизма.

К числу субъектов недопущения реабилитации нацизма относятся органы внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований Комитета государственного контроля, пограничной службы, таможенные органы, органы прокуратуры, Следственного комитета, республиканские органы государственного управления в сферах культуры, массовой информации и образования, а также Национальная академия наук Беларуси, Министерство юстиции, соответствующие управления юстиции, республиканский орган государственного управления по делам религий и национальностей, местные исполнительные и распорядительные.

Иные государственные органы и организации осуществляют профилактические меры, участвуют в выявлении и пресечении реабилитации нацизма, а также оказывают содействие субъектам противодействия реабилитации нацизма в пределах своей компетенции.

В целях противодействия реабилитации нацизма государственные органы, в том числе местные исполнительные и распорядительные органы, в пределах своей компетенции осуществляют профилактические меры, направленные на предупреждение реабилитации нацизма.

Профилактика реабилитации нацизма осуществляется по следующим основным направлениям:

мониторинг соблюдения законодательства в части недопущения реабилитации нацизма;

формирование в обществе нетерпимости к нацизму и его реабилитации;

создание и распространение, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, информационной продукции в целях недопущения реабилитации нацизма;

противодействие реабилитации нацизма при увековечении памяти погибших;

содействие способствующей прославлению победы в Великой Отечественной войне деятельности в области театрального, музыкального, циркового и изобразительного искусства, библиотечного дела, кинематографической деятельности, музейного дела, организации и проведения культурно-зрелищных и иных культурных мероприятий, издательского дела, образовательной и научной деятельности.

К мерам противодействия реабилитации нацизма относятся:

официальное предупреждение;

предписание;

приостановление деятельности организации, представительства иностранной или международной организации, индивидуального предпринимателя, деятельность которых направлена на реабилитацию нацизма;

признание организации, зарегистрированной на территории Республики Беларусь, деятельность которой направлена на реабилитацию нацизма, экстремистской, запрещение ее деятельности и ликвидация такой организации;

признание деятельности индивидуального предпринимателя, деятельность которого направлена на реабилитацию нацизма, экстремистской и ее прекращение;

противодействие деятельности экстремистских формирований, деятельность которых направлена на реабилитацию нацизма;

запрещение деятельности экстремистских иностранных и международных организаций, деятельность которых направлена на реабилитацию нацизма;

противодействие финансированию реабилитации нацизма;

иные меры противодействия реабилитации нацизма, предусмотренные законодательством о противодействии экстремизму.

Ст.19.10 КоАП Республики Беларусь предусматривает наступление административной ответственности за пропаганду или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики:

Пропаганда или публичное демонстрирование, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет либо иной информационной сети, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики, а равно хранение или приобретение такой символики или атрибутики в целях распространения (ч.1 ст.19.10 КоАП) влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя - наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения (ч.2 ст.19.10 КоАП), влекут наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя - наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо - от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

Не являются административными правонарушениями публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики, а равно хранение или приобретение такой символики или атрибутики в целях распространения физическим лицом, индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при осуществлении в соответствии с законодательством деятельности в области театрального, музыкального, циркового и изобразительного искусства, библиотечного дела, кинематографической деятельности, музейного дела, организации и проведения культурно-зрелищных, зрелищных и иных культурных мероприятий, издательского дела, образовательной деятельности, научной деятельности, коллекционирования культурных ценностей, средств массовой информации при отсутствии признаков пропаганды нацистской символики или атрибутики.

В соответствии со ст.1 Закона «О недопущении реабилитации нацизма» нацистская символика и атрибутика – флаги, гимны и иные музыкальные произведения, атрибуты униформы, свастики, эмблемы, символы, вымпелы, значки и другие отличительные знаки или их копии, использовавшиеся Национал-социалистской рабочей партией Германии, Национальной фашистской партией Италии, другими государственными, военными и иными структурами либо организациями, сотрудничавшими с такими структурами на оккупированной территории СССР в годы Второй мировой войны, если эти структуры и организации признаны преступными либо виновными в совершении преступлений приговором Международного военного трибунала либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала, а также другими организациями, сотрудничавшими с такими структурами и организациями, а равно изображения лиц, признанных этими трибуналами виновными.

Пропаганда или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики влечет наступление уголовной ответственности по ст.341-1 УК.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.