Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

Безопасность детей в сети Интернет

Дата: 24 января 2017 в 20:57, Обновлено 11 февраля 2018 в 18:11
Автор: Молчан Д. М.
<article>

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ «ГРУПП СМЕРТИ»?

1. РАЗГОВАРИВАЙТЕ С РЕБЕНКОМ

Для того, чтобы подросток не попал под влияние деструктивных групп, нужно делать только одно – разговаривать с ним о том, что такое - «хорошо», а что такое - «плохо». Когда с детства у ребёнка есть чётко сложившееся мнение об этих понятиях, то его не заинтересуют призывы к насилию или суицидальному поведению.

2. УЧИТЕ РЕБЕНКА МЫСЛИТЬ КРИТИЧЕСКИ

Один из важнейших критериев, не позволяющий попасть подросткам в «группы смерти» – наличие критического мышления. Подросток должен уметь самостоятельно фильтровать поступающую ему информацию, уметь анализировать её, сопоставлять с другой информацией, составлять собственное мнение. Именно наличие критического мышления позволяет и взрослым людям не повестись на провокации и не попасть в секты.

3. СЛЕДИТЕ ЗА ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА

Заботливые и внимательные родители всегда заметят, что с ребёнком что-то происходит. Резкое падение успеваемости, изменение музыкальных пристрастий, круга общения, появление новых увлечений – ко всему этому нужно относиться внимательно и обязательно разговаривать с ребёнком. Жизнью ребёнка нужно искренне интересоваться, а не контролировать. Важно не нарушать личные границы подростка, не читать его переписки и не проверять группы в социальных сетях, ребёнок сам всё расскажет родителям, если в семье есть доверительные отношения. Подросток должен чувствовать поддержку родных, а родители должны дать понять, что примут его любого, со всеми проблемами, комплексами и недостатками. Если у ребёнка есть твёрдая уверенность в своей семье, то «группы смерти» ему не будут интересны.

Если же случилось так, что ребенок отдалился от вас, стал потерянным, замкнутым, начал отказываться от еды и не спать по ночам, но при этом не хочет обсуждать с вами свою жизнь, то вам стоит присмотреться внимательнее к его поведению.

Вас должно насторожить:

  • появление порезов и шрамов на теле ребенка;
  • желание подростка дарить и раздавать свои вещи, в том числе и те, что особенно памятны для него;
  • поведение ребенка, похожее на поведение перед отъездом (например, он наводит порядок в комнате, спешит закончить какие-то дела, встретиться с родственниками, которых давно не видел, раздать долги).

Кроме того, по статистике, 80% подростков, совершивших суицид, говорили родителям о своем нежелании жить, но взрослые не воспринимали эти слова всерьез. Так что если ребенок внезапно изменил свое поведение, попытайтесь вспомнить, а звучали ли от него раньше угрозы покончить с собой.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?

1. Попробуйте вывести ребенка на разговор

Как уже было сказано выше, ни в коем случае нельзя шпионить за ребенком и тайно читать его личные сообщения в социальных сетях. Зато можно попробовать вывести подростка на разговор «окольными» путями: посмотреть фильм о самоубийстве или рассказать о книге на эту тему и потом предложить ребенку поделиться своим мнением.

2. Всегда поддерживайте разговор с ребенком, о чем бы он ни был

Если ребенок не хочет говорить с вами о своих проблемах, но хочет говорить о какой-нибудь компьютерной игре или о музыке, то поддерживайте эти разговоры. Если вы будете искренне интересоваться жизнью подростка, то вам будет легче вернуть его доверие.

3. Придумайте ребенку занятие

Если ваш сын или дочь проводят в Интернете слишком много времени, засыпают с телефоном, сидят в социальных сетях во время завтрака и ужина, и, как вам кажется, совсем выпадают из реальности, то не ругайте его за это, а попытайтесь придумать ему альтернативное занятие: предложите вместе сходить на пробный урок по скалолазанию или в турпоход, на мастер-класс по украшению тортов или созданию моделей – а вдруг ребенка «затянет» новое увлечение сильнее, чем виртуальная реальность? Тогда у него не будет необходимости искать единомышленников в социальных сетях.

  1. Чаще обедайте вместе

Подумайте, а давно ли вы собирались семьей за одним столом или же каждый ужинает в разное время, когда ему удобно? В семьях, где принято вместе принимать пищу, дети реже чувствуют себя одинокими и, следовательно, реже задумываются о самоубийстве. Для подростка важно быть частью чего-то целого, так пусть этим целым будет для него семья.

5. Не бойтесь обращаться к специалистам

Если между вами и ребенком нет доверительных отношений, а между тем перечисленные выше тревожные сигналы присутствуют в поведении подростка, необходимо обратиться к психологу. Экстренную помощь вам могут оказать по детскому телефону доверия.

Телефоны экстренной психологической помощи

Республиканская телефонная горячая линия по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию, — телефон доверия для детей: 8−801−100−16−11 (круглосуточно, бесплатно).

Учреждение "Гомельская областная клиническая психиатрическая больница" «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ»: 8 (0232) 35-91-91 Экстренная психологическая помощь осуществляется круглосуточно высококвалифицированными специалистами в области психологии

Психонаркологический диспансер УЗ «Светлогорская ЦРБ»: 5 42 52 – наркологический кабинет, 7 36 86 – психолог психонаркологического диспансера, 7 11 94 – психиатрический кабинет. Детская поликлиника: 2 69 42 – подростковая служба. Клиника дружественная молодежи, «Школа подросткового здоровья «Новое поколение» - психолог.

Куда обратиться, если вы обнаружили «группу смерти»?

ОВД Светлогорского районного исполнительного комитета.

Родители обратите ВНИМАНИЕ!!!

ОПАСНАЯ ИГРА НЕ НА ЖИЗНЬ, А НА СМЕРТЬ!!!

Группа «Синий кит», «Тихий дом» зарегистрированные в «ВКонтакте» - способ доведения детей до самоубийства. Шаг за шагом подростки проходят роковой квест (игра): режут руки лезвием, оставляют «царапки» на руках, ногах (внутренней поверхности бедер), могут оставить предсмертную записку в соцсети с планами сброситься с крыши высотного здания.

 «У ПОДРОСТКОВ НЕТ СФОРМИРОВАННОГО ОЩУЩЕНИЯ КОНЕЧНОСТИ»

Какие признаки поведения подростка могут насторожить родителя?

  • Устойчивые фантазии о смерти (например, странные рисунки или записки с упоминанием слов «суицид», «самоубийство»), невербальные «знаки», мысли, прямые или косвенные высказывания о самоповреждении или самоубийстве (фразы о нежелании продолжать жизнь вроде «я предпочел бы быть мертвым», за которыми подсознательно могут прятаться посылы «я собираюсь убить себя»), сожаления о том, что «еще жив».
  • Состояние подавленности, апатии, желание уединения или раздражительность.
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда здоровью или жизни.
  • Резкое изменение поведения (ребенок стал неряшливым, не хочет говорить с близкими, стал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к любимым занятиям, отдаляется от друзей, портится поведение в школе; необъяснимые и часто повторяющиеся исчезновения из дома или прогулы в школе).
  • Проявления чувства вины, тяжелого стыда, обиды, сильного страха.
  • Высокий уровень безнадежности в высказываниях, ощущения одиночества (в форме фраз вроде «мне никто не поможет», «бессмысленно с кем-то разговаривать»).
  • Заметная импульсивность в поведении, беспокойство, ажитация на фоне дезадаптации (утраты умения приспосабливаться к условиям социальной среды), нарушенных межличностных связей.
  • Факт недавнего или текущего кризиса (при этом может наблюдаться необычное снижение активности — например, успеваемости в школе; неспособность к волевым усилиям) или факт недавней утраты.
  • Эмоционально-когнитивная фиксация на кризисной ситуации, объекте утраты.
  • Выраженное физическое или психическое страдание (болевой синдром, «душевная боль»).
  • Отсутствие социально-психологической поддержки (не принимающее окружение).
  • Нежелание подростка принимать медицинскую помощь (недоступность терапевтическим вмешательствам).

Если вы увидели хотя бы один из признаков — это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему ребенку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно. Вы всегда можете обратиться к специалисту самостоятельно или с ребенком.

Напомним, сообщения о «группах смерти» в соцсетях интернет всколыхнули в середине прошлого года. Российское издание «Новая газета» опубликовало расследование о группах во «ВКонтакте», где детей якобы готовят к самоубийствам посредством психологического давления и зловещих квестов. Журналист выдвинула предположение, что в соцсети действует группа взрослых людей, причастная к смерти более 130 детей. Позже оказалось, что администраторами подобных групп были и подростки.

Памятка для родителей

  • расспросите ребенка о его виртуальных друзьях;
  • заходите в интернет вместе с ребенком. Объясняйте, что и как там устроено, побуждайте ребенка делиться своими впечатлениями, спрашивать совета;
  • попросите ребенка рассказывать вам о любых неприятных ситуациях, связанных с его общением в интернете;
  • запретите ребенку выдавать свои личные данные (адрес, телефон, дорогу, по которой он ходит в школу, и прочее);
  • пообещайте, что вы не будете сердиться и не запретите пользоваться компьютером, что бы ни случилось;
  • расскажите своему ребенку, что многое из того, что можно увидеть или прочесть в Сети, не является правдой, не стоит всему безоговорочно верить;
  • объясните ребенку, что его виртуальный друг в реальном мире может оказаться не тем, за кого себя выдает;
  • также контролируйте своих детей в Сети с помощью специальных программ. Они помогут вам отделить вредоносное ПО, понять, какие сайты посещал ваш ребенок, что он там делал;
  • помните, что запрет на пользование компьютером не дает желаемых результатов;
  • будьте другом своему ребенку, интересуйтесь его увлечениями и обсуждайте возникающие у него проблемы.

Телефоны экстренной психологической помощи

Республиканская телефонная горячая линия по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию, — телефон доверия для детей: 8−801−100−16−11 (круглосуточно, бесплатно).

Учреждение "Гомельская областная клиническая психиатрическая больница" «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ»

8 (0232) 35-91-91 Экстренная психологическая помощь осуществляется круглосуточно высококвалифицированными специалистами в области психологии

УЗ «Светлогорская ЦРБ»

Психонаркологический диспансер:

5 42 52 – наркологический кабинет

7 36 86 – психолог психонаркологического диспансера

7 11 94 – психиатрический кабинет

Детская поликлиника:

2 69 42 – подростковая служба

Клиника дружественная молодежи, «Школа подросткового здоровья «Новое поколение» - психолог.

Комплекс мер по мониторингу

социальной сети «ВКонтакте»

Модера́тор - пользователь на общественных сетевых ресурсах (чатах, форумах, эхоконференциях), имеющий более узкие права, чем администратор, но более широкие права, чем обыкновенные пользователи. В отличие от администраторов чаще всего следит за соблюдением правил ресурса в конкретных темах или разделах сетевого ресурса. Кроме обеспечения порядка, в круг задач модератора также может входить обеспечение популярности ресурса, привлечение новых пользователей и увеличение числа обсуждаемых тем.

В число расширенных прав модератора могут входить: право удалять чужие сообщения, право редактировать, обрезать или скрывать часть чужих сообщений, право удалять страницы пользователей, ограничивать пользователей в правах редактирования и просмотра сайта (банить).

         Он-лайн (с английского online – на линии) – находящийся в данный момент в состоянии подключения к Интернету.Функционирующий только при подключении к Интернету. Существующее и происходящее в Интернете в режиме реального времени. Прилагательное – онлайновый.

         Открытая группа – группа социальной сети, к которой без каких-либо предварительных условий и в любое время, может присоединится любой пользователь социальной сети и принять участие в форуме и других событиях жизни группы.

         Пост – отдельно взятое сообщение в форуме, в какой-то теме. Может быть удалено или исправлено администратором и модератором на свое усмотрение без предварительного предупреждения (обычно в случаях нарушений правил). Это также сам процесс написания сообщения.

         Сайт (от английского site) – дословно «узел сети». Совокупность размещенных в сети Интернет веб-страниц, объединенных единой темой, дизайном и единым адресным пространством домена.

         Сервер / server– объёмный компьютер, ресурсы которого используются многими пользователями.

         Сеть Интернет – совокупность международных автоматизированных систем информации, связи и сервисов, наложенных на технологическую среду сетей электросвязи.

         Сообщения – фрагменты информации, передаваемые от одного пользователя социальной сети к другому.

         Сообщества – списки одноклассников, однокурсников, сослуживцев, коллег и товарищей по отдыху на сайте Одноклассники.          Группы людей со схожими интересами. Имеют список участников и форум. Сообщества сформированы вокруг учебных заведений и определенных сфер деятельности пользователей. Для присоединения к сообществу необходимо зайти в «Интересы», далее «Сообщества», Добавить: школу | колледж | институт | армию | компанию | место отдыха. Выбрать регион, нажать Поиск: Заполнить форму и Сохранить.

         Спам, спаминг / spamming – назойливая реклама сомнительного характера в комментариях, личной почте, форуме и других сообщениях. Рассылка большому количеству пользователей с принудительной выдачей им не запрошенной ими информации.

         Статус (от латинского – положение, состояние) – состояние, в котором пользователь находится или находился. Для выставления статуса в социальных сетях представляется форма, ограниченная 100 символами, позволяющая пользователю вносить любую информацию, отражающую его настоящее состояние.

         Группа «ВКонтакте» – место общения людей со схожими взглядами и общими интересами.Группы создаются для обмена полезной информацией, координации каких-нибудь совместных действий, реализации интересных проектов или решения актуальных задач. Создать группу «ВКонтакте» может любой пользователь.

         Социальная сеть — платформа, онлайн-сервис и веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организациисоциальных взаимоотношений в Интернете.

         Как правило, функционал социальной сети состоит в предоставлении каждому пользователю его персонального профиля, в возможности создать связи с другими аккаунтами, а также в ряде дополнительных услуг.

     В наши дни эти сайты разнообразны и включают в себя новые информационные и коммуникационные инструменты, например, возможности обмена фото/видео и ведения блогов. Кроме того, на базе многих соцсетей имеются так называемые интернет-сообщества, которые объединяют людей по более узким интересам и предпочтениям. Независимо от целевой аудитории и изначального предназначения, социальные сети позволяют пользователям обмениваться идеями, фотографиями, сообщениями, мероприятиями, событиями, общаться по интересам с различными людьми и так далее.

         В основном эти сервисы объединяют людей по различным классифицирующим признакам – бывшим школам, ВУЗам, местам работы, увлечениям и так далее. В каждой стране есть наиболее популярная социальная сеть, образования в которой (группы, паблики, сообщества) уникальны в соответствии с местными традициями. Кроме того, некоторые сервисы получили распространение по всему миру и стали популярны среди пользователей большинства стран (в том числе "Твиттер", "Фейсбук", "Инстаграм" и тд.).

         "ВК" (первоначально – "ВКонтакте") является крупнейшей в Беларуси и России социальной сетью. Она доступна на нескольких языках, но особенно популярна среди русскоязычных пользователей. Как и другие аналогичные социально-развлекательные сети, "ВКонтакте" позволяет пользователям отправлять сообщения друг другу публично или в частном порядке, создавать группы, страницы и события, обмениваться изображениями, аудио и видео, а также играть в игры на основе браузера.

  1. Обоснование и актуальность проблемы

Под влиянием развития технологий коммуникации (Интернет, мобильная связь) на современном этапе происходят изменения принципов самоорганизации общества и взаимодействия между людьми, которые все менее привязаны к территориальной, государственной или какой-либо другой осязаемой конкретике. Поколение с которым приходится работать субъектам профилактики отличается от поколения 80-х и 90-х годов. Есть такой новый термин — миллениалы — дети, родившиеся на переломе ХХ и ХХI века. Многие из них научились пользоваться планшетом раньше, чем читать и писать. Они поколение, для которого цифровые технологии — естественная, если не сказать — родная среда. И им проще общаться с виртуальным собеседником, чем с приятелем из соседнего подъезда. Переписка в виртуальном пространстве — это их способ коммуникации с миром. И, понятно, такими ребятами легко манипулировать знатокам психологии общения в Сети, что еще раз подтверждает утверждение о том, что методы стандартной и общепринятой педагогики и психологии значительно устарели и не позволяют наладить коммуникацию с ребенком.

         Виртуальное общение таит в себе определенные опасности для ребенка. И самая серьезная, по мнению психологов состоит в том, что взрослые приходят в мир интернета с уже зрелой психикой, со сформированным знанием о том, что хорошо, а что плохо. Нам это объяснили в детстве наши родители, мы это впитали с прочитанными нам сказками, в то время как дети, с их подвижной и некрепкой психикой, оказываются совершенно незащищенными перед огромным виртуальным миром, в котором создается иллюзия неограниченных возможностей.

         В чем минусы времяпровождения в социальных сетях:

         Отсутствие смысла. В нашем детстве взрослые проводили с нами время, читая сказки, объясняя нам, что хорошо и что плохо, создавая систему запретов и ограничений, давая нам знания о мире. Находясь в социальных сетях, играя в онлайн-игры, ребенок совершает лишь механические действия, ему неоткуда почерпнуть знания о добре и зле, о моральных законах социума, о границах поведения.

         Отсутствие границ. Находясь в интернете, можно открыть любую страницу, сделать любое действие, послать сообщение любого содержания, и за это ничего не будет. У ребенка может сложиться ощущение безнаказанности.

         Нет эмоционального развития. В нашем обществе наблюдается тенденция к интеллектуальному развитию, в то время как эмоциональному и духовному развитию ребенка внимания не уделяется. То же самое можно сказать про общение и игры в интернете. В играх отсутствует мораль, в общении с другими детьми посредством сообщений нет истинных чувств, которые проявляются только невербально (жестами, мимикой, энергетическими импульсами).

         Отсутствие обратной связи. При реальном общении только 10% отводится словам, все остальное – невербальное общение. Общаясь с реальным человеком, можно сделать выводы о том, насколько человек открыт, насколько он добр и искренен. Другой человек может дать понять, что произнесенные слова его ранили или, напротив, обрадовали. Так ребенок учится взаимодействовать с социумом. «Смайлики» не способны научить этому взаимодействию.

         Отсутствие контроля со стороны родителей. Казалось бы, ребенок, сидя в интернете, находится на виду. И действительно, физически он вне опасности: он не ходит по подворотням в сомнительной компании, не курит и не пробует пиво или наркотики. С другой стороны, его хрупкий, не сформированный еще внутренний мир, его эмоциональная сфера абсолютно бесконтрольно находятся под влиянием другой реальности, и что с его внутренним миром происходит в данный момент, вы не можете проконтролировать.

         Искажение понятия дружбы. В социальных сетях можно легко добавлять или удалять друзей. Чем больше виртуальных друзей, тем больше рейтинг, тем больше ощущения популярности и значимости. В то же время реальных друзей нельзя просто так «добавить» или «удалить».

         Стирается понятие интимности. В социальных сетях люди выкладывают свои личные фотографии, откровенно делятся своим эмоциональным состоянием в «статусах», дневниках и блогах. Таким образом, то, что раньше было чем-то сугубо личным, интимным, становится достоянием всех, кому доступна ваша страничка. Кроме того, такая демонстрация себя вместе со свободным добавлением в друзья «угодных» и удаления «неугодных» порождает самолюбование и нарциссизм. Сможет ли потом этот человек любить другого человека, способен ли будет проявлять истинные чувства и эмпатию?

         Проблема самоидентификации кажется нормой. Очень многие подростки в социальных сетях вместо своих реальных фотографий на аватаре размещают картинки различного содержания. С точки зрения психологии, это означает, что ребенок отождествляет себя с картинкой на аватаре. И это также может означать, что он не принимает себя таким, какой он есть на самом деле. Только если в реальном мире, при реальном общении, проблемы с собственной самоидентификацией рано или поздно станут заметны родителям, учителям, одноклассникам, то в мире социальных сетей это уже становится нормой: ведь все так делают, а значит, проблемы нет.

         Для большего понимания причин, по которым подростки длительное время пребывают в социальной сети и испытывают в ней потребность необходимо обратить внимание на оценку ситуации подростками.

         Лиза, студентка: «Мое знакомство с социальными сетями началось с Вконтакте в возрасте 13 лет…»

         «Сначала основная цель пребывания меня и моих друзей в Вконтакте– а почти все мои одноклассники к тому моменту были уже там зарегистрированы – были фотографии. У кого круче аватарка, кто интереснее провел вечер, чьи родители подарили фотоаппарат новее - у каждого из нас было по 10 альбомов и по 500 фотографий в каждом. Вторым вариантом конкуренции были ники и семейное положение. За кого я только не «выходила замуж» во Вконтакте! Со временем, когда пользователи постарше смогли проанализировать основные наши слабости, начали появляться группы по интересам.

         Контакт помогал нам найти единомышленников буквально по любому вопросу - начиная от тезок и заканчивая темой родительского непонимания и контроля. Число групп, в которых каждый второй пост был о том, что мир-тлен, а родители - отстой, стремительно росло. Я сама вступила в десяток таких групп. Они все назывались как-то слишком модно и непонятно, вроде "6:20" или "Давно не дети". В большинстве случаев там публиковались полароидные снимки всего, что могло попасться на глаза, и сопровождались они бессмысленным, но очень мотивирующим подростка текстом.Основное преимущество ВК на тот момент - неограниченный видеоконтент. Для детей в возрасте от 12 до 17 лет это было просто раздолье! В видеопоиске можно было найти абсолютно все – от рецепта кекса за 3 минуты до порнографии или шокового видео на телефон. Именно это нас и привлекало: мы понимали, что мир не такой позитивный, как его хотят представить родители, и хотели его исследовать. Да и сам факт того, что ты смотришь то, за что родители тебя бы "отругали" - классический вызов для любого подростка.  В моем классе было несколько девочек, которые резали руки и потом делились этим в соцсети, создавали группы. Но при взрослых они всегда прятали увечья, поэтому единственный способ рассказать о своём страдании был интернет».

         Почему школьники сидят в Вконтакте? Потому что там есть все, так еще это "все" на неограниченные темы.

            «Если среди взрослых много ротозеев, то представляете, сколько любопытства у детей и подростков к теме шока и суицида? Я и мои друзья скрывали это от родителей, но при этом мы не считали, что делаем что-то плохое. «Вконтакте» с самого начала дал практически бесконечные возможности для удовлетворения нашего любопытства. Я не знаю, повлияло ли это как-то на меня и моих друзей, но именно «Вконтакте» дал нам такие способы бросить вызов родителям. Как мне кажется, самое важное, чтобы это все оставалось на уровне любопытства, а это уже бывает сложно.

         Сейчас я могу зайти в ВК примерно 30 раз за день, будучи подростком, я делала это в два раза чаще. Уследить за тем, что на подростка нет влияния в социальных сетях практически невозможно, - это я вам могу сказать точно. Мы все равно смотрели и читали там то, что хотели. Сейчас шоковый контент в «Вконтакте» блокируется, но и здесь "мы" нашли решение. Назвать видео отвлеченным и смешным именем, сделать группу закрытой и приватной, дабы избежать жалоб, преподносить все как шутку - способов множество, и все они помогают детям и подросткам удовлетворить это негативное любопытство»
         Психологи подчеркивают зависимость семья-ребенок.  Семья может быть благополучной только внешне. Родители ходят на работу, покупают детям вещи. Даже если родители не имеют девиантного поведения, они могут быть просто не включены в жизнь ребенка. Родитель приходит домой в 10 часов вечера, садится на диван или идет спать. Он не общается с ребенком, не интересуется его переживаниями.

            Подростковый возраст в целом сложный, он бывает сопряжен с депрессией. В целом идет перестройка организма ребенка, идет внутреннее и внешнее принятие среды. И мысли о своей никчемности могут посещать ребенка. Но дело не в том, что приходят такие мысли - они приходят нам иногда каждому - а в том, двигаться ли в этом направлении и реализовывать ли их. Постепенное отдаление ребенка от семьи, его взросление - это нормальный процесс. Но нельзя пускать это на самотек. Родители знают, что их дети едят, какие оценки приносят из школы. А что им не нравится? Кого они любят? Что чувствуют? Какие песни они поют? Какой рэп читают? Какую музыку они слушают? Какие у них кумиры? До этого ли современным родителям, занятым работой и добыванием средств к существованию?

         Неуловимая граница между реальным и виртуальным. Там, на экране, все просто,  легко, там тебя понимают и принимают... Там - если тебя убьют, то вскоре и воскресят, там нет смерти, там – вечная жизнь.... А если смерть появляется, то она очень красиво представлена».

         Страница ребенка позволят дать общее преставление об интересах подростка, его окружении, времени пребывания в сети. Большинство подростков состоят в группах и подписаны на сообщества. По указанным страницам и группам, сообществам можно проследить интересы и увлечения подростка, а так же круг его общения. Записи, которые для подростка являются важными, очень часто дублируются на его личной странице («репост»). Опасение всегда вызывают группы в которых находится ребенок, сообщества и страницы на которые он подписан, так как они отражают не только его интересы подростка в определенный момент, но и его эмоциональное состояние. Существуют группы явной деструктивной направленности, провоцирующие агрессию, либо объединяющие несовершеннолетних «правыми» взглядами, провоцирующие на суицид, насилие, противопоставление общепринятым нормам.  Преимущественно это группы, которые так или иначе связанны с фанатским движением, либо правого толка  (GWF89), «Злая молодежь», «Отбитые», «Трезвая и злая молодежь», «Тесак-фан сообщество». С  2015 года серьезную угрозу для детей начали представлять группы и сообщества провоцирующие на суицид (игра  «Синий кит» (группа ВКонтакте)). Основные запросы:
#синийкит
#млечныйпуть
#хочувигру
#хочуиграть
#тихийдом
#4:20
         Группа «Синий кит». Правила игры таковы, что подросток должен выполнить 50 опасных заданий. Например, нарисовать на руке лезвием синего кита, вскрыв при этом себе вены. Итоговое задание – суицид. Если подросток не убьет себя, организаторы игры обещают уничтожить его родных и близких.    

Родители должны идти в социальные сети

         Мнение психологов сходится к одному утверждению: не допускать, чтобы ребенок отдалился и закрылся от родителей. Любая эмоциональная пропасть будет заполнена виртуальными друзьями и подругами: ведь там его принимают безусловно, понимают, включают во взрослую игру, помогают стать успешным и подталкивают к такому сомнительному успеху. Родителям нужно не поддаваться на эмоции и не паниковать, а трезво подумать о том, как сохранять тонкие нити доверия с подростками. Отношения с ребенком необходимо выстраивать таким образом, чтобы он посчитал, что мама или папа такие же. Расскажите о своих переживаниях, которые вы испытывали в возрасте вашего ребенка, или о том, почему ваш сегодняшний день был трудным, - и он поймет, что вы воспринимаете его всерьез, что вы с ним делитесь. И со своей стороны будет более откровенным с вами, почувствовав, что вы не пытаете его вопросами, а проявляете реальный интерес к его жизни.

         Однако, помимо выстраивания отношения между родителем и ребенком, немаловажное значение имеет контроль и анализ, что позволит своевременно принять необходимые меры и помочь подростку в трудной ситуации.

Существует серьезная необходимость вовлечения родительской общественности в сети. Создать свою страницу в социальной сети может каждый родитель. Этот посыл должен реализовываться через родительские собрания и конференции. Создание страниц под «фейковыми» никами позволит родителям посмотреть на своего ребенка совсем с другой стороны и увидеть проблемы, которые должны быть разрешены.

Для подготовки родительской общественности к правильной  необходимой реакции на своего ребенка в сети должны быть выработаны рекомендации социально-педагогических служб, чтобы не получить обратный результат.

«Синие киты»

В последнее время среди детей и подростков получила распространение игра «синий кит» или игра самоубийц. Как свидетельствуют многочисленные интернет-публикации на эту тему, финалом данной игры является «добровольное» самоубийство. Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев изначальным мотивом участия в игре является не склонность к суицидальному поведению, не желание свести счеты с жизнью, а бравада, любопытство, склонность к рисковому поведению.

Обладая от природы познавательным интересом, дети и подростки видят в этой игре возможность поэкспериментировать с окружающим миром, проверить себя «на прочность». В силу физиологических и психологических особенностей (гормональные изменения, незрелость мозговой деятельности, недостаток саморегуляции и самокритичности), особенно высока степень склонности к риску у детей подросткового возраста (11-14 лет). Отстаивая свое место под солнцем, подростки сознательно выбирают опасные формы поведения, чтобы доказать себе и другим свои возможности, свою независимость, способность к самостоятельным решениям. Это также возраст, когда человек не осознает истинного смысла смерти, инстинкт самосохранения ослаблен, а жизнь не имеет существенной ценности.

Неоправданно рискованное поведение удовлетворяет потребности еще недостаточно созревшей личности в экспрессии, в новых впечатлениях, обеспечивая выброс адреналина и возможность пережить острые ощущения. Многие подростки попадают в «смертельную» игру из-за собственного любопытства в сочетании с отсутствием реальной информации о последствиях такого рода «шалостей», в надежде, что ничего страшного не случится и в любой момент можно «соскочить». Так они демонстрируют взрослым протест, отстаивая свою свободу. Уже попав в сообщество «китов», они удовлетворяют потребность в принадлежности и готовы на многое, чтобы быть принятыми референтной группой.

И все же главной причиной попадания ребенка в «ловушку смерти» является отсутствие доверительных отношений с близкими взрослыми, безразличие родителей к изменениям и событиям, происходящим в жизни их детей. Попав в сети, очень сложно вырваться без помощи взрослых, ведь на финальных этапах игры разработчики используют тонкий психологический ход, окончательно ловят подростка на крючок: демонстрируя свои «беспредельные» возможности, они угрожают ему и внушают страх за безопасность членов семьи. И тогда подростки, большинство из которых и не помышляли о самоубийстве, оказываются загнанными в угол, становятся жертвами собственных экспериментов.

Рекомендации родителям

  1. Своевременно обращайте внимание на резкие изменения стиля жизни, настроения Вашего ребенка, изменения его аппетита, сна, особенно если эти изменения сочетаются с депрессивным состоянием, при необходимости – обратитесь за помощью к специалисту.
  2. Не ограничивайте активность и круг знакомых ребенка, доверяйте ему, дайте почувствовать разумные границы свободы, научите его строить отношения с другими людьми, создайте условия для общения и расширения сферы интересов ребенка.
  3. Не ставьте ребенка в жесткие рамки и никогда не становитесь категорически между ним и друзьями, будьте мудрее. Но Вам следует достаточно близко познакомиться с друзьями и непосредственным кругом общения своего ребенка, в ненавязчивой форме интересоваться содержанием их времяпровождения.
  4. Ребенок нуждается в новых впечатлениях – наполните его жизнь значимыми эмоционально насыщенными событиями, прививайте ребенку духовные ценности.
  5. Обсуждайте со своим ребенком планы на предстоящие выходные, ближайшее семейное торжество, делитесь друг с другом перспективными целями, простраивайте будущее; демонстрируйте уверенность, что каждый человек способен добиваться поставленных целей.
  6. Не следует обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «пессимизме», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными, это только усугубит и без того низкую самооценку подростка: следует научиться сравнивать только «подростка-сегодняшнего» с «подростком-вчерашним» и настроить на позитивный образ «подростка-завтрашнего».
  7. Обращайте внимание на образ жизни вашей семьи и с детства прививайте ребенку привычки, способствующие сохранению здоровья. Постарайтесь донести до ребенка, и лучше всего – своим примером, что здоровье – это залог счастливой и успешной жизни, и в большей степени оно зависит от самого человека.
  8. Никогда не поднимайте на смех угрозы ребенка (пусть даже демонстративные) о желании покончить жизнь самоубийством. В любом случаеэто крик о помощи и это знак, что в вашей семье что-то происходит не так.
  9. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
  10. Любите своих детей такими, какие они есть, они не станут другими, они станут такими, какими мы их воспитали.

Н.Г. Новак, канд. псих. наук, доцент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ им. Ф. Скорины

Рекомендации обеспечения безопасности детей  в Интернете

Поговорите с учащимся о безопасности в Интернете. Объясните основные правила, возможности различных технологий и последствия нарушений. Самое главное: убедите, что в любой непонятной или пугающей ситуации ему следует обращаться к педагогам, чтобы найти безопасное решение.

  1. Используйте компьютер и смартфон вместе с детьми. Это хороший способ научить их правилам безопасности в Интернете. При этом дети поймут, что решать возможные проблемы лучше всего вместе.
  2. Расскажите детям больше о сайтах и сервисах в Интернете. Поговорите о том, что их интересует в Интернете и какие страницы им можно посещать.
  3. Безопасные пароли. Помогите своей семье приобрести правильные привычки в отношении паролей. Расскажите об их использовании. Напомните, что пароли никому нельзя передавать, за исключением лиц, которым можно доверять, например, родителям. Убедитесь, что у детей вошло в привычку выходить из своих аккаунтов, когда они используют общественные компьютеры в школе, кафе или библиотеке.
  4. Используйте настройки конфиденциальности и управления доступом. В Интернете немало сайтов, на которых можно публиковать свои комментарии, фото и видео, рассказывать о том, что с вами произошло, как вы живете и т. д. Обычно такие сервисы позволяют определить уровень доступа к вашей информации ещё до ее публикации. Поговорите с членами своей семьи и определите, о чем не следует рассказывать всем. Научите детей уважать конфиденциальность друзей и родных.
  5. Проверьте возрастные ограничения. Многие онлайн-сервисы, в том числе Google, предоставляют доступ ко всем функциям только совершеннолетним. А создавать аккаунты Google могут только пользователи не моложе 13 лет. Прежде чем ваш ребенок зарегистрируется на том или ином сайте, самостоятельно проверяйте условия его использования и соответствие материалов правилам, принятым в вашей семье.
  6. Научите детей ответственному поведению в Интернете. Помните золотое правило: то, что вы не сказали бы человеку в личном общении, не стоит отправлять ему по SMS, электронной почте, в чате или комментариях на его странице. Поговорите с детьми о том, как другие могут воспринимать их слова, и разработайте для своей семьи правила общения.
  7. Посоветуйтесь с другими взрослыми. Привлеките к обсуждению этой темы друзей, родственников и коллег. Другие родители и специалисты по работе с детьми могут оказать вам неоценимую помощь в том, как научить детей и родственников правильному использованию самых разных информационных технологий.
  8. Защитите свой компьютер и личные данные. Используйте антивирусное программное обеспечение и регулярно его обновляйте. Поговорите со своей семьей о типах личной информации – например, номер социального страхования, номер телефона или домашний адрес – эти данные не должны быть размещены в Интернете. Научите свою семью не принимать файлы или открывать вложения в электронной почте от неизвестных людей.
  9. Не останавливайтесь на достигнутом. Безопасность в Интернете требует постоянного внимания, поскольку технологии непрерывно совершенствуются. Старайтесь всё время держать руку на пульсе. Пересматривайте правила пользования Интернетом в семье, следите за тем, как ваши близкие осваивают новые технологии, и время от времени давайте им советы.

Вредоносные программы (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.) могут нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными и даже использовать ваш компьютер для распространения вируса, рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.

Предупреждение столкновения с вредоносными программами:

  • Установите на все домашние компьютеры специальные почтовые фильтры и антивирусные системы для предотвращения заражения программного обеспечения и потери данных. Такие приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить как прямые атаки злоумышленников, так и атаки, использующие вредоносные приложения.
  • Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ, особенно игр.
  • Объясните ребенку, как важно использовать только проверенные информационные ресурсы и не скачивать нелицензионный контент.
  • Периодически старайтесь полностью проверять свои домашние компьютеры.
  • Делайте резервную копию важных данных.
  • Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты) и не используйте слишком простые пароли.

Как настроить родительский контроль в Google Play

Чтобы ограничить покупку и скачивание контента в приложении "Play Маркет", вы можете включить родительский контроль.

Чем полезен родительский контроль

По умолчанию все, кто пользуется устройством, могут скачивать и покупать контент с любым возрастным ограничением. Включив родительский контроль, вы запретите доступ к определенному контенту.

Примечание. Запрещенный контент будет по-прежнему доступен по прямой ссылке.

Как настроить родительский контроль

Настроив родительский контроль, вы можете отключать и включать его. Все выбранные параметры сохраняются, поэтому их не нужно настраивать заново при повторном включении функции или смене PIN-кода. Благодаря этому вы сможете быстро включить родительский контроль и отдать устройство ребенку, а затем отключить фильтры, когда он вернет его.

  1. Откройте приложение "Play Маркет"  на устройстве Android.
  2. В левом верхнем углу экрана нажмите на значок меню  и выберите Настройки > Родительский контроль.
  3.  функцию.
  4. Ограничьте доступ к настройкам родительского контроля, установив PIN-код. Желательно, чтобы другие пользователи устройства его не знали.
  5. Установите фильтры.
    • Приложения, игры, фильмы и сериалы. Выберите максимально допустимое возрастное ограничение для скачиваемого и покупаемого контента.
    • Музыка и книги. Запретите или разрешите скачивание и покупку контента для взрослых.
  6. Родительский контроль действует только на том устройстве, где вы его настроили. При необходимости включите его на другом устройстве, снова выполнив приведенные выше инструкции. Также учтите, что если на устройство добавлено несколько пользователей, для них можно установить разные фильтры.

Примечание. Родительский контроль с фильтрами для отдельных типов контента доступен не во всех странах. Например, если вы путешествуете в регионе, где функция не поддерживается, она начнет работать, только когда вы вернетесь домой.

Как работает родительский контроль

Родительский контроль по-разному фильтрует приложения, игры, музыку, фильмы, сериалы и книги. Чтобы узнать подробную информацию, прочитайте разделы ниже.

При настройке родительского контроля для приложений и игр вы можете установить максимально допустимое возрастное ограничение. Покупать и скачивать контент с более высоким ограничением будет нельзя.

Однако при поиске приложений и игр или при переходе по прямым ссылкам вы все равно сможете увидеть запрещенный контент.

Примечание. Вам по-прежнему будут доступны приложения и игры, скачанные до настройки родительского контроля, даже если их возрастное ограничение выше максимального.

Как работает родительский контроль в Play Играх

Родительский контроль не распространяется на контент в Play Играх, в том числе на купленный и рекомендованный.

Если вы попытаетесь установить игру в этом приложении, откроется ее страница в Play Маркете.

На ней родительский контроль может запретить доступ.

При настройке родительского контроля для фильмов вы можете установить максимально допустимое возрастное ограничение. Покупать, брать напрокат и воспроизводить контент с более высоким ограничением будет нельзя.

Однако при поиске фильмов или при переходе по прямым ссылкам вы все равно сможете увидеть запрещенный контент.

Если возрастное ограничение фильмов, в том числе купленных или взятых напрокат, превышает максимально допустимое, они будут скрыты в Play Маркете и Play Фильмах.

Чтобы этот контент снова стал виден, отключите родительский контроль.

Как включить и отключить безопасный режим

  1. Войдите в аккаунт YouTube.
  2. В нижней части любой страницы нажмите кнопку с надписью Безопасный режим.
  3. Нажмите Сохранить.

Признаки компьютерной зависимости:

  • когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок демонстрирует острый эмоциональный протест;
  • ребенок раздражается при вынужденном отвлечении;
  • ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере;
  • ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретения новых игр;
  • ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков;
  • у ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, он перестает заботиться о собственном здоровье;
  • чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими энергетическими напитками;
  • прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере;
  • ощущение эмоционального подъема во время игры на компьютере;
  • ограничение общения постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими;
  • нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.
  • нередко развивается бессонница и нервное истощение.

Информация об организации безопасного доступа к сети «Интернет» для детей дома и в образовательном учреждении (программах «родительского контроля»)

Инструментарий, который можно использовать в различных операционных системах (Windows, Linux) для безопасного доступа к сети «Интернет» для детей дома и в образовательном учреждении, это:

  1. специализированное программное обеспечение для контентной фильтрации,
  2. программы «Родительский контроль» или «Семейная безопасность»,
  3. специализированные детские браузеры.

Использование специализированных программ для осуществления контентной фильтрации от нежелательного содержимого в сети Интернет:

Child Protect http://ср.s-soft.org/ - это социальный проект, цель которого оградить детей от нежелательного содержимого в Интернет. Работа программы незаметна для ребёнка. При попытке осуществить доступ на нежелательный сайт, который имеется в базе, браузер будет выдавать ошибку «Сервер не найден», создавая впечатление, что такого сайта не существует. Также существует возможность опционально блокировать доступ к социальным сетям: ВКонтакте, Одноклассники, МойМир@mail.ru, FaceBook. Программа работает скрытно от диспетчера задач Windows.

Программа К-9 http://www1.k9webprotection.соm/ предназначена для эффективной защиты компьютеров, на которых работают дети, от нежелательного контента. Программа использует систему фильтрации содержимого сайтов по 55 категориям. Также в программе имеются опции «черного» и «белого» списка. Можно дополнительно заблокировать любой сайт из разрешённой категории. Кроме всего прочего, в настройках программы можно указать временной промежуток, в течение которого пользователь будет иметь возможность пользоваться Интернетом. Также имеется опция аудита активности пользователя с возможностью просмотра списка заблокированных адресов. Программа имеет защиту от удаления.

Naomi Internet Filter http://www.newestsoft.com/Windows/Web-Development/Wizards-Components/Naomi-3290.html предназначается для организации ограничения доступа к нежелательным Интернет-ресурсам. При своей работе утилита контролирует содержимое, загружаемое из Интернета, и запрещает доступ к нежелательным сайтам. Такая фильтрация осуществляется по ссылкам и ключевым словам (поддерживается 10 языков). Программа не нуждается в настройках, нужно только задать пароль, чтобы было невозможно отключить фильтрацию без его ввода.

Дополнение Adblocks Plus к браузеру Mozilla FireFox позволяет настроить контент- фильтрацию и дополнительно избавиться от рекламы и всплывающих окон на сайтах. Для других браузеров также есть техническое решение этого дополнения http://adblockplus.org/en/installation. Список всех подписок доступен по ссылке http://adblockplus.org/en/subscriptions. Официальный сайт дополнения - http://adblockplus.org/m/.

NetPolice Lite http://netpolice.ru/filters/lite/ - упрощенная версия платной программы NetPolice. К основным возможностям упрощённой версии относятся регулярные информационные отчеты, 5 категорий фильтрации, доступ к настройкам по единому паролю, перенаправление на безопасный поисковик (http://search.netpolice.ru), возможность самостоятельного формирования списка сайтов для блокировки (до 5 URL), блокировка загрузки исполняемых файлов, предупреждение о переходе на небезопасные сайты.

HandyCache http://handycache.ru/ — это программа, которая экономит трафик, ускоряет загрузку страниц, блокирует рекламу и иное нежелательное содержимое и позволяет в автономном режиме (без подключения к Интернет) просмотреть любые посещенные ранее сайты. HandyCache сокращает трафик до 3-4 раз за счет кэша. Любой из установленных на компьютере браузеров может использовать возможности программы, а значит, нет необходимости загружать одни и те же страницы несколько раз для просмотра в разных браузерах.

Программа Kontrol Lite http://www.kontrol.info/ - бесплатная версия Интернет-фильтра семейства Kontrol, которая позволяет блокировать сайты для взрослых. Отключить ее могут только родители, знающие пароль. После загрузки и установки программы необходимо пройти регистрацию на сайте разработчика и получить login и пароль. Без них программа работать не будет.

ParentalControl http://www.securitylab.ru/software/270756.ph - дополнение к браузеру Internet Explorer, которое помогает предотвратить доступ детей к сайтам для взрослых. Программа поставляется с набором настроенных фильтров, основанных на анализе материалов, позволяющим взрослым выбирать различные параметры фильтрации для своего ребенка. Также можно самостоятельно заблокировать или разрешить для просмотра любой сайт. Текущая версия работает только с этим браузером.

Использование функции «родительского контроля» или «семейной безопасности»

Вкладка «Семейная безопасность» Windows Live 2011 для ОС Vista и 7 http://explore.1ive.com/windows-live-familv-safety?os=winxp, для Windows ХР - http://explore.1ive.com/windows-live-farnily-safety-xp позволяет выбирать, какое содержимое будет доступно детям в Интернете. Имеется возможность устанавливать ограничения на поисковые запросы, отслеживать посещаемые сайты, разрешать или блокировать доступ к ним. Фильтр «Семейной безопасности» должен быть установлен на каждом компьютере, который используют дети. Если фильтр не установлен, параметры безопасности не будут применены.

Если в образовательном учреждении или на домашнем компьютере используются антивирусная программа Kaspersky Internet Security версии 2010, то в этой программе есть вкладка «Родительский контроль», в которой можно заблокировать доступ к нежелательным сайтам.

Использование специализированного браузера, созданного для детской aудитории

Детский браузер Гогуль http://www.gogul.tv/ специально разработан для детей, их родителей и педагогов. Эта программа мультиплатформенная, т.е. работает и в Linux и в Windows. Детский браузер Гогуль обеспечит контроль посещения ребёнком сайтов в сети Интернете.

Программа родительского контроля Angry Duck  http://www.gogul.tv/about/#5 является также бесплатным необязательным дополнением к детскому браузеру Гогуль. По желанию родителей может блокировать запуск всех иных браузеров до ввода родительского пароля, а также выполнять другие функции по ограничению доступа детей к компьютеру.

Использование виртуальных социальных сервисов по осуществлению контентной фильтрации с ведением «белых списков» сайтов, посещение которых одобрено, и специализированных поисковых машин в сети Интернет, которые специально организованы для работы с детьми http://school.yandex.ru/ возможно в школьном Яндексе, который включает в себя фильтрацию контента. Можно использовать «по умолчанию» эту поисковую машину дома и в школе.

NetPolice DNS http://netpolice.ru/filters/dns-filter/ поможет ограничить доступ к нежелательному содержимому, проводить мониторинг активности, снизить затраты на Интернет-трафик. DNS-фильтр предоставляется всем желающим бесплатно. Для подключения фильтра необходимо выполнить настройку на компьютере. После этого все запросы к Интернет-ресурсам будут автоматически проходить проверку на категорию запрашиваемого контента. Если запрашиваемый сайт будет относиться к нежелательной категории, то такой запрос будет заблокирован. Взамен заблокированного ресурса для просмотра будет предоставляться страница блокировки. DNS-фильтр - это дополнительная защита компьютера, так как Интернет-ресурсы с нежелательным содержанием очень часто заражают компьютер вирусами, «червями», шпионами и т.д. Таким образом, исключение доступа к небезопасным ресурсам значительно снижает риск нанесения ущерба компьютеру и данным, хранящимся на нем.

Рассмотренные выше версии являются бесплатными.

Программы, решения и сервисы данного перечня можно использовать для организации безопасного информационного пространства в каждом образовательном учреждении, на каждом домашнем компьютере.

Общая безопасность в интернете

В первую очередь это действия мошенников, которые хотят получить финансовую или иную выгоду. Мошенники могут быть хорошо оснащены и использовать самые разные инструменты и методы — например, вирусное программное обеспечение (далее — вирусы), поддельные сайты, мошеннические письма, перехват и подбор паролей к учетным записям в социальных сетях и почтовых сервисах.

Вирусы.

Вирусы могут распространяться с помощью вложенных файлов и ссылок в электронных письмах, в сообщениях в социальных сетях, на съемных носителях, через зараженные сайты. При этом сообщение с вирусом может быть получено как от постороннего человека, так и от знакомого, но уже зараженного участника социальной сети или почтовой переписки. Зараженными могут быть сайты, как специально созданные в целях мошенничества, так и обычные, но имеющие уязвимости информационной безопасности.

Рекомендации:

Использовать антивирусное программное обеспечение с обновленными базами вирусных сигнатур.

Не открывать вложенные файлы или ссылки, полученные по электронной почте, через социальную сеть или другие средства коммуникаций в интернете, не удостоверившись, что файл или ссылка не содержит вирус.

Внимательно проверять доменное имя сайта (например, www.yandex.ru), так как злоумышленники часто используют похожие имена сайтов, чтобы ввести жертву в заблуждение (например, www.yadndex.ru).

Обращать внимание на предупреждения браузера или поисковой машины о том, что сайт может угрожать безопасности компьютера.

Не подключать к своему компьютеру непроверенные съемные носители.

Не поддаваться на провокации злоумышленников, например, с требованием перевести деньги или отправить SMS, чтобы снять блокировку компьютера.

Мошеннические письма.

Злоумышленники могут использовать различные методы социальной инженерии (угрозы, шантаж, игру на чувствах жертвы — например, жадности или сочувствии), чтобы выманить деньги. В таких случаях они пишут письма определенного сценария. Один из примеров — так называемые «нигерийские письма», в которых автор обещает жертве огромную прибыль взамен на небольшие накладные расходы.

Рекомендации:

Внимательно изучить информацию из письма. Проверить достоверность описанных фактов. Если в письме предлагается большая выгода за незначительное вознаграждение, скорее всего, оно мошенническое.

Игнорировать такие письма.

Получение доступа к аккаунтам в социальных сетях и других сервисах.

Злоумышленники часто стремятся получить доступ к аккаунтам жертвы, например, в социальных сетях, почтовых и других сервисах. Украденные аккаунты они используют, например, для распространения спам-писем и вирусов.

Мошенники могут получить доступ к учётной записи следующими способами:

Заставить ввести свои данные на поддельном сайте.

Подобрать пароль, если он не является сложным.

Восстановить пароль с использованием “секретного вопроса” или введенного ящика электронной почты.

Перехватить пароль при передаче по незащищенным каналам связи.

Как правило, для кражи данных об аккаунтах используются фишинговые сайты. Фишинг (англ. phishing, от fishing — рыбная ловля, выуживание) — вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям. Злоумышленники создают фишинговые сайты, копирующие интерфейс известных ресурсов, а жертвы вводят на них свои логины и пароли, не понимая, что сайты поддельные.

Рекомендации:

Использовать сложные пароли (сложные пароли состоят как минимум из 10 символов, включают буквы верхнего и нижнего регистра, цифры и специальные символы, не содержат имя пользователя и известные факты о нем).

Никому не сообщать свой пароль.

Для восстановления пароля использовать привязанный к аккаунту мобильный номер, а не секретный вопрос или почтовый ящик.

Не передавать учетные данные — логины и пароли — по незащищенным каналам связи (незащищенными, как правило, являются открытые и общедоступные wi-fi сети).

Внимательно проверять доменные имена сайтов, на которых вводятся учетные данные.

Правило 1. Установите вместе с детьми четкие правила посещения сайтов. Определите, какие сайты они могут посещать, какие – посещать нельзя. Выберите сайты, которые можно посещать вашему ребенку, и заблокируйте доступ к неподходящим материалам. Настройте параметры безопасности вашего компьютера.

Правило 2. Помогите детям выбрать правильное регистрационное имя и пароль. Убедитесь в том, что они не содержат никакой личной информации.

Правило 3. Объясните детям необходимость защиты их конфиденциальности в сети Интернет. Настаивайте на том, чтобы они никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации; например, места учебы или любимого места для прогулки.

Правило 4. Не позволяйте ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без разрешения. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу.

Общение в Интернете может повлечь за собой коммуникационные риски, такие как незаконные контакты (например, груминг, кибербуллинг и др.). Даже если у большинства пользователей чат-систем (веб-чатов или IRC) добрые намерения, среди них могут быть и злоумышленники. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в Интернете и др. В других случаях они могут оказаться преступниками в поисках жертвы. Специалисты используют специальный термин «груминг», обозначающий установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.

Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание, хулиганство, социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов. Предупреждение кибербуллинга: Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости также неприятно, как и слышать. Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз. Старайтесь следить за тем, что ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.

Правило 5. Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде – даже в виртуальном мире.

Правило 6. Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете. Объясните, что незаконное копирование и использование чужой работы – текста, музыки, компьютерных игр и других программ – является кражей.

</article>
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.